..texts

Константин Кедров
НЕстатуя свободы

Ей казалось, что она танцевала даже в утробе матери. Танцевала, любя, и любила, танцуя. Америка была шокирована ее свободой. Когда в пожаре сгорели театральные туалеты, Айседора вышла на сцену полунагая.

Вихри сценических мистерий занесли ее из Америки в Европу, а потом в снежную Россию - не к подножию царского трона, а к подножию театрального престола, где царил Станиславский. Она, не скрывая своего восхищения и влюбленности, целует Константина Сергеевича в губы. Режиссер почувствовал себя в предлагаемых обстоятельствах и тотчас задал вопрос: "Что мы будем делать с ребенком?". Изадора, теперь уже Айседора, поняла, что близких отношений с театральным кумиром не будет, и весело рассмеялась.

По сути дела она всегда была влюблена в мировую славу. Любила самых прославленных. Гениальный Гордон Крэг не был столь щепетилен в интимной жизни, как Станиславский. Две недели театральный Ромео и танцующая Джульетта не выходили из мастерской. Все контракты трещали по швам. Зато родился ребенок. Но Айседора оставалась убежденной сторонницей свободной любви и до поры до времени браков не признавала. Разрыв двух знаменитостей был так же неизбежен, как их сближение. Две звезды не могут полностью слиться, а если сливаются, то сгорают.

Она придумала, что обессмертит ее имя на все времена, - мистерии босоножек. Девочки из самых бедных семей, не имеющие приличной обуви, танцевали в ее студии и на площадях босыми. Она спустилась с высоты балетных пуантов и встала на всю ступню. Что касается одеяний, то античные туники не столько скрывали, сколько демонстрировали юные тела, как на элевсинских мистериях в Древней Греции.

Но одно дело Древняя Греция и совсем другое - Европа ХХ века в огне войн и революций. Однако именно после революций и войн люди жаждут зрелищ. Босоножки в белых туниках и с красными флагами плясали в морозной России. Луначарский предоставил в распоряжение Айседоры роскошный дворянский особняк. В 20-е годы всем грезилось и мерещилось некое новое общенародное революционное искусство. Есенин перекрашивал листву на деревьях. Супрематисты Москвы и Витебска разрисовывали убогие бревенчатые дома и серые бараки яркими квадратами. Босоножки Айседоры плясали среди разрухи улиц и площадей. Пожалуй, и сегодня такое зрелище привлекло бы множество зрителей.

Что общего между крестьянским парнем из рязанского села Константиново и уже стареющей американской танцовщицей? Слава и гениальность. Суровые будни большевистской диктатуры мало чем напоминали царство справедливости и свободы, о котором мечтала Айседора. Самый любимый и знаменитый поэт России отправился в мировое турне с ослепительной танцовщицей. Поговаривали, что Есенин женился на "мировой славе". Но стихи не лгут - Есенин любил Айседору. И танец не лжет. Сорока-с-лишним-летняя Айседора влюбилась в двадцати-с-лишним-летнего Есенина.

Однако Америка не поняла, с кем именно прилетела в Нью-Йорк сияющая звезда подмостков и площадей. Есенин вел себя в пуританской Америке как в разгульной Москве. Его стихи не были известны, зато скандалы и драки шокировали добропорядочных налогоплательщиков. Есенин понял, что ему не покорить Америку ни лиризмом, ни пьяным шармом. Лирика непереводима. А шарм выглядел обычной уголовщиной. Несостоявшийся роман с Новым Светом стал косвенной причиной разрыва с танцующей Айседорой.

Он вернулся домой. Она продолжала покорять Америку и Европу свободой и артистизмом. Весть о гибели Есенина потрясла все ее существо. Многие полагают, что именно после этого произошел духовный надлом. Ее последние слова: "Прощайте, я еду к славе..." - говорят о многом. Алый шарф, намотавшийся на колесо автомобиля, стал удавкой на шее великой танцовщицы.

Все прекрасное неповторимо. Она любила афоризм Ницше о танцующем Боге. Бог открылся ей в танце.

Сайт: Известия
Дата публикации: 26.05.2008

http://www.peoples.ru/art/theatre/dance/duncan/history3.html

..texts
http://idvm.narod.ru
http://troul.narod.ru/center.htm
..index