..texts

Мемориальный музей Айседоры Дункан
на площади Вогезов в Париже

Босоногие новости
ДУНКАН ЖИВЕТ В ПАМЯТИ
[23.03.2004]

В Париже, на площади Вогезов, открылся мемориальный музей Айседоры Дункан (в этом году исполняется 126 лет со дня ее рождения). Небольшой концертный зал “Лариса” на площади - место одного из первых выступлений “революционерки от балета”, или, точнее, от танца. Любимым занятием знаменитой бунтарки были мечты о грядущей гармонии мира, и ее утопии в отличие от утопий политиков бескровны и по-женски уютны. Дункан свято верила, что танец, каким он ей представлялся, - материал для строительства “нового человека” и светлого будущего человечества. В итоге Дункан преуспела в главном: “дунканизм” как принцип телесной свободы вошел в базовую эстетику современного танца и дал миру целое направление - так называемый “американский балет”, категорически отвергающий пуанты и пропагандирующий танец естественный - танец босиком.

Конечно, Айседору Дункан знают в России, как любимую женщину Сергея Есенина; в свое время петербургском Дворянском собрании состоялся первый российский концерт знаменитой “босоножки”, старавшейся доказать устарелость классического танца. Приезда танцовщицы в России ждали как манны небесной: Максимилиан Волошин, видевший Дункан в Париже, подготовил соотечественников хвалебной статьей в модном символистском журнале “Весы”. Скандальные слухи о ее неподчинении принятым общественным “условностям”, свободном отношении к браку и внебрачной любви только подливали масла в огонь.

Гастролерша оправдала все ожидания: ее экспрессивные танцы босиком, отменявшие выворотность, пуанты и геометризм академических поз, претендовали на возврат к “античной простоте” и одновременно к природной естественности, якобы утерянной в “неестественных” балетных экзерсисах.

Своеобразие радостных открытых эмоций ее танца и его “философический” подтекст оценили Александр Бенуа, Андрей Белый и Василий Розанов, оставившие хвалебные строки. Все отмечали, что голые ноги крупнотелой дилетантки (Айседора никогда не училась классическому танцу) олицетворяли эротизм и невинность, страсть и скромную женственность одновременно; это на самом деле было зрелище сексапильное и невинное одновременно, торжествующее, как писал рецензент журнала “Новое время”, “над старческим лицемерием Европы”.

Она страстно мечтала создать собственную школу, особенно в советской России, где, по ее понятиям, возникли особенно благоприятные возможности для телесного и духовного усовершенствования. В начале 20-х годов такая школа открылась в Москве. Вместо чаемых “нескольких тысяч пролетарских детей” Айседоре дали сорок девочек и бывший особняк императорской балерины Балашовой. Выделили даже весьма дефицитные дрова - ведь, по канонам дункановского танца, дети должны были привыкнуть “жить босиком” (впрочем, пролетарским детям это было не в новинку - пр. авт.), но мраморные полы особняка были весьма холодны... Через некоторое время разочаровавшаяся в революции и брошенная Есениным революционерка уехала в Европу, а школа, как ни странно, сохранилась аж до 1949 года. Еще несколько лет Дункан жила во Франции, а в 50 лет нелепо погибла, катаясь в гоночном автомобиле Delage и задохнувшись от собственного шарфа, попавшего в колесо.

http://www.russianbarefeet.com/news/1080050239.htm

Площадь Бастилии, пл. Вогезов, дом коpоля

Пройдем по улице Сент-Антуан до самого конца, и она приведет нас на известную во всем мире площадь Бастилии. Именно здесь стояла крепость, которая строилась во второй половине XIV в. Карлом V как оборонительное сооружение, а стала зловещей тюрьмой. Когда 14 июля 1789 г. восставший народ штурмом взял Бастилию как ненавистный символ власти, убив коменданта и немногочисленную охрану, там было лишь 8 заключенных. Взятие Бастилии стало началом Великой французской революции, а сама крепость вскоре была снесена с лица земли. О ее размерах мы можем получить представление, посмотрев под ноги: булыжником на мостовой выложены ее контуры. В 1840 г. в центре площади как дань памяти парижанам, убитым во время событий Июльской революции 1830 г., была установлена Июльская колонна, увенчанная статуей Гения Свободы. Общая высота колонны 52 м. В ее основании захоронены останки жертв двух революций - Июльской и 1848 г. В середине XIX в. были проложены новые улицы, изменившие облик площади. В 1990 г. на площади появилось новое здание оперного театра, получившее название Опера Бастилии.

Пойдем обратно по улице Сент-Антуан и свернем направо на небольшую улочку Бирага, которая приведет нас к одному из самых пленительных уголков Парижа - площади Вогезов (по-французски название этих гор звучит как Вож). Она построена на том месте, которое занимал разрушенный Екатериной Медичи особняк Турнель. В 1605 г. король Генрих IV решил построить большую квадратную площадь, окруженную домами с одинаковыми фасадами, среди которых должны выделяться только два: дом короля и дом королевы. Площадь называлась Королевской. Дома по всему периметру сразу же начала занимать аристократия, и площадь стала центром светской жизни, а также излюбленным местом проведения дуэлей. Во время Великой французской революции площадь переименовали, а стоявшую в ее центре статую Людовика XIII отправили в переплавку; существующая статуя была установлена в 1829 г. С конца XIX в. площадь носит название департамента Вогезов, который первым внес налоги в казну.

В наши дни окружающие площадь дома в основном сохранили свой первоначальный вид. Дом короля в центре южного фасада и расположенный напротив него дом королевы с северной стороны выделяются только своей высотой. Почти все пространство площади занимает сад с тенистыми деревьями, газонами и фонтанами. В доме No 6 в течение 16 лет жил Виктор Гюго, и теперь здесь располагается его музей-квартира. В доме No21 1920-х гг в. жил Жорж Сименон, видимо, поэтому он поселил здесь главного героя своих детективных романов - комиссара Мегрэ.

http://www.labellefrance.ru/interest/dos38

..texts
http://idvm.narod.ru
http://troul.narod.ru/center.htm
..index